­Экологическая среда и энергоэффективность

Б. И. Иванов

«FESCO придерживается целей устойчивого развития и ежегодно выделяет средства, позволяющие снизить негативное воздействие на экосистемы. Мы планируем и дальше выбирать наиболее оптимальные маршруты перевозки контейнеров и совершенствовать свои технологические процессы для снижения карбонового следа от перевозки и перевалки грузов, представляя своим клиентам наиболее экономичные маршруты».

Б. И. Иванов,

Вице-президент по производственному развитию

Политика FESCO в области промышленной и экологической безопасности определяет принципы, цели, задачи и основные направления деятельности в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической и промышленной безопасности.

В целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды в FESCO утверждены программы производственного экологического контроля, в рамках которых проводится постоянный экологический мониторинг атмосферного воздуха, сточных и морских вод, донных отложений, морской биоты, в том числе мониторинг с использованием приборов автоматизированного контроля выбросов в атмосферный воздух и с привлечением аккредитованных лабораторий.

В 2021 году получено положительное заключение государственной экологической экспертизы по объекту «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ПАО «ВМТП» при перегрузке угля во внутренних морских водах, осуществляемой в районе причалов №  10 и 14 с проведением оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)».

В ПАО «ДВМП» в рамках Интегрированной системы управления внедрена Система экологического менеджмента.

В сентябре 2021 года органом по сертификации «Российский морской регистр судоходства» проведен ресертификационный аудит Интегрированной системы управления ПАО «ДВМП» и дано заключение о ее соответствии в части Системы экологического менеджмента требованиям международного стандарта ISO 14001.

Суда FESCO выполняют требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (англ. International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, MARPOL) в части энергоэффективности судов. Ведется мониторинг расхода топлива в соответствии с утвержденными планами энергоэффективности ПУЭЭС (SEEMP). Все суда Компании имеют удостоверения регистра, подтверждающие правильное ведение сбора данных.

Около 66 млн руб.
было затрачено в 2021 году на мероприятия по обеспечению экологической безопасности судов
Эффективность мер, направленных на охрану окружающей среды
ПОКАЗАТЕЛЬ ЗНАЧЕНИЕ, %
Количество случаев розлива топлива, масел и нефтепродуктов в море 0
Количество несоответствий в части природоохранных требований, выставленных при проверках судов органами PSC, ФГУ АМП 0
Количество случаев нарушения процедуры смены или откатки балласта 0
Снижение объема мусора и твердых отходов, сброшенных в море (12,3)
Увеличение объема сжигаемого в инсинераторе мусора 2
Увеличение объема сдачи мусора на береговые приемные сооружения 12,5
Источник: данные Компании

Энергопотребление

В 2021 году FESCO усилила курс, направленный на энергосберегающую деятельность. Начата разработка собственной Энергетической политики в соответствии с международным стандартом ISO 50001 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению».

Результаты энергопотребления за 2021 год свидетельствуют о снижении удельного потребления энергоресурсов на терминальную деятельность на 1 %, что позволило сократить выбросы парниковых газов в сопоставимых условиях работы более чем на 1,1 тыс. т СО2-экв.

Эффективность использования энергоресурсов на терминальную деятельность
ВИД ЭНЕРГОРЕСУРСА ЕД. ИЗМ. 2020 2021 ИЗМЕНЕНИЕ, %
НАТ. ЕД. Т У. Т. НАТ. ЕД. Т У. Т.
Мазут т 109,0 149,3 92,0 126,0 (15,6)
Дизельное топливо тыс. л 6 307,4 7 591,0 7 401,5 8 907,7 17,3
Электроэнергия тыс. кВт ∙ ч 33 045,9 11 136,5 37 017,3 12 474,8 12,0
Бензин автомобильный тыс. л 91,4 104,2 99,3 113,2 8,6
Тепловая энергия тыс. Гкал 2,6 376,5 2,6 375,4 (0,3)
Итого тыс. т у. т. 19 357,5 21 997,1 13,6
Грузооборот тыс. ктк 496,8 570,0 14,7
Энергоемкость т у. т. / тыс. ктк приведенный 39,0 38,6 (1)
Источник: данные Компании

Выбросы парниковых газов

Сертификат

FESCO осознает ответственность за минимизацию воздействия транспортных и логистических услуг на окружающую среду и продолжает развивать более экологичный маршрут из Азии через Транссибирскую магистраль в Европу. Используемые нами комбинированные логистические схемы морским и железнодорожным транспортом имеют существенное преимущество перед другими схемами в части углеродного следа от перевозки контейнеров.

Вместе с тем, понимая всю важность вопросов глобального потепления, FESCO продолжает работу над поиском и использованием механизмов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов. В 2021 году ООО «Феско Интегрированный Транспорт» получило сертификат за активное участие в реализации новых логистических продуктов, направленных на снижение выбросов парниковых газов, от Российского экологического сообщества.

В соответствии с представленной EcoTransit методикой расчета выбросов парниковых газов, соответствующей правилам стандарта EN 16258 «Методология расчета и декларирования энергопотребления и выбросов парниковых газов для транспортных услуг», маршрут, предлагаемый FESCO, более чем в шесть раз экологичнее по уровню выбросов CO2 при расчете на перевозку 100 в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал. Этот результат достигается за счет того, что более 80 % всего маршрута проходит по железной дороге, где средние коэффициенты эмиссии парниковых газов в грузовых перевозках являются наиболее низкими по сравнению с другими видами транспорта.

Расчет выбросов СО2 на перевозку 100 TEU по маршруту Шанхай – Гамбург различными видами транспорта, т СО2-экв.
ОСНОВНОЙ ВИД ТРАНСПОРТА ОБЪЕМ ВЫБРОСОВ TTWВ соответствии с результатами расчета по методике EcoTransit
Авиационный транспорт 5 521
Морской через Суэцкий канал 119
Автомобильный 564
Смешанный (морской и железнодорожный), через Владивосток (FESCO) 18