Операционный обзор

Морские контейнерные перевозки

FESCO выполняет регулярные внешнеторговые и каботажные перевозки грузов по морю. География морских контейнерных перевозок охватывает более 100 портов по всему миру.

В 2021 году рыночные предпосылки и реализованные инвестиционные мероприятия по наращиванию флота позволили FESCO запустить новые линии, привлечь дополнительных клиентов и выполнить поручения Правительства Российской Федерации по обеспечению мероприятий северного завоза в удаленные регионы страны.

  • На внешнеторговых линиях FESCO:
    • запустила новый сервис FESCO China Express-3 из Восточного через Пусан на Китай (порты Нингбо, Циндао, Шанхай);
    • увеличила вместимость флота на линиях JTSL и FKXP-1 за счет замены флота и изменения графика судозаходов.
  • На каботажных линиях FESCO:
    • реализовала проекты по перевозке стройматериалов для строительства объектов федеральной программы развития Магадана и аэропорта на Сахалине;
    • обеспечила наличие флота для недопущения срыва северного завоза в удаленные регионы страны, несмотря на острый дефицит вместимости на рынке морских перевозок.

На фоне общей негативной конъюнктуры рынка по разбалансировке логистических цепочек и увеличению сроков доставки грузов FESCO оперативно выстраивала комплексные производственные процессы, объединяющие все активы Компании.

Реализованные мероприятия позволили сохранить объемы перевозок на уровне 2020 года.

Основные операционные результаты морских контейнерных перевозок
ПОКАЗАТЕЛЬ 2018 2019 2020 2021 ИЗМЕНЕНИЕ 2021/2020, %
Объемы внешнеторговых линий 313 250 293 284 (3)
Объемы каботажных линий 79 78 80 81 1
Источник: данные Компании

Интермодальные сервисы

FESCO осуществляет интермодальные внутрироссийские, а также внешнеторговые (экспортные, импортные и транзитные) контейнерные перевозки.

В 2021 году FESCO продолжила развитие своих ключевых направлений.

  • В рамках развития железнодорожного сервиса FЕSCO Moscow Shuttle в список пунктов отправления и прибытия была добавлена новая станция – Белый Раст . Регулярность отправок по новому маршруту – два раза в неделю. Таким образом, FESCO обеспечивает возможность своим клиентам получать и отправлять груз сразу на четыре станции в Москве – Силикатная, Ховрино, Селятино и Белый Раст.
  • Запущен новый регулярный контейнерный поезд FESCO Chita Shuttle в Читу. Время в пути следования до пункта назначения на станции Чита-1 составляет семь суток. Основу грузопотока нового сервиса формируют грузы широкой номенклатуры – от товаров народного потребления до оборудования. Клиентам также доступна отправка «от двери до двери».
  • Реализована комплексная интермодальная перевозка автокоплектующих для клиента ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» (дочернее предприятие китайского автопроизводителя Great Wall Motors) в рамках развития сотрудничества.
  • Увеличен на 25 % объем перевозок в сервисе Новосибирск – Хабаровск. Доля FESCO в перевозках на Хабаровск выросла с 31 до 41 %. Также вдвое был увеличен объем отгрузок прямого экспорта из Новосибирска в порты Дальнего Востока России за счет привлечения новых клиентов.
  • Перевезено 2,5 тыс. TEU зерновых культур из Новосибирска, что на 25 % больше, чем в 2020 году.
  • В экспорте впервые был выигран тендер АО «Югорский лесопромышленный холдинг» на перевозку 186 единиц 20-футовых контейнеров. Также в 2021 году FESCO были достигнуты договоренности о росте объемов «РУСАЛа» во Вьетнам в два раза.
  • Начата отправка во внутрироссийских перевозках из Тюмени продукции компании KNAUF.

Реализованные мероприятия и сохранение курса на улучшение логистических решений для клиентов позволили Группе привлечь более 100 новыхклиентов и увеличить объемы на 18 % к 2020 году.

Основные операционные результаты интермодальных перевозок, тыс. TEU
Источник: данные Компании

Портовая и терминальная деятельность

FESCO оказывает стивидорные, сюрвейерские и транспортно-экспедиционные услуги, включая погрузку и разгрузку судов, вагонов и грузовых автомобилей на базе собственной терминальной сети, в которую входят:

  • ВМТП – крупнейший универсальный порт на Дальнем Востоке России. ВМТП – это один из лидеров рынка стивидорных услуг, многофункциональный портовый оператор, который работает с различными видами грузов, включая контейнерные, сборные, навалочные и генеральные грузы, машины и большегрузные автомобили;
  • портовый комплекс терминал «ФЕМСТА», специализирующийся на переработке генеральных грузов, строительных материалов, пиломатериалов, контейнеров, автотехники экспортно-импортного направления, а также на каботажных перевозках;
  • сухие контейнерные терминалы в Хабаровске, Новосибирске и Томске, которые являются ключевыми звеньями интермодальной транспортной цепочки FESCO, позволяя Компании эффективно управлять грузопотоками и оптимизировать затраты;
  • порт АО «Порт «Гайдамак», приобретенный FESCO в 2021 году. Покупка терминала – начало реализации проекта FESCO по созданию в Приморском крае специализированной портовой инфраструктуры, аналогов которой в настоящее время нет в регионе, для отправки зерновых грузов из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Основные операционные результаты ВМТП и «ФЕМСТА»
ПОКАЗАТЕЛЬ 2018 2019 2020 2021 ИЗМЕНЕНИЕ 2021/2020, %
Перевалка, всего, тыс. т 10 425 11 518 11 436 13 318 16
Перевалка контейнеров, тыс. TEU 551 625 672 757 13
Перевалка генеральных грузов, тыс. т 4 907 5 130 4 614 5 195 13
Перевалка средств транспорта, единиц 60 359 77 023 71 248 81 748 15
Перевалка нефтепродуктов, тыс. т 376 396 358 389 9
Источник: данные Компании
Крупнотоннажные контейнеры

Объем перевалки контейнеров увеличился на 13 % по сравнению с 2020 годом и составил рекордные 757 тыс. TEU. В 2021 году ВМТП вышел на первое место в России по грузообороту контейнеров. Основной рост отмечен в сегменте перевалки импортных грузов (на 19 %), в сегменте экспортных грузов рост составил 5 %. В данных сегментах вырос объем обработки как груженых, так и порожних контейнеров. Для контейнеров, отправляемых в каботажном направлении, рост составил 14 % к уровню 2020 года.

Генеральные и навалочные грузы

В 2021 году вырос объем перевалки навалочных и генеральных грузов. Обработано 5,2 млн т, что на 13 % больше, чем в 2020 году. В данной категории значительный рост продемонстрировал сегмент обработки навалочного груза (+38 %), но наблюдалось снижение в сегменте металлов на 3 %.

Средства транспорта

Перевалка автомобилей и техники увеличилась на 15 %, до 82 тыс. единиц против 71 тыс. единиц в 2020 году. Рост объемов перевалки связан с привлечением судов с других линий на нерегулярной основе по льготным условиям, дополнительными судозаходами с новыми автомобилями марки Chery, переориентацией грузов с альтернативных портов выгрузки, увеличением объемов в связи с государственными контрактами, переориентацией с железной дороги на море.

Всего в 2021 году в портах и на терминалах FESCO обработано 1 128 судов против 1 790 судов в 2020 году. Среднесуточная производительность при обработке флота составила 35 тыс. т против 31 тыс. т в 2020 году. На железнодорожном направлении обработано 222 тыс. единиц подвижного состава (+5 %) против 211 тыс. единиц в 2020 году. Среднесуточная обработка вагонов составила 608 единиц против 575 единиц в 2020 году.

Основные производственные показатели ВМТП и «ФЕМСТА»
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ЕД. ИЗМ. 2019 2020 2021 ИЗМЕНЕНИЕ 2021/2020, %
Количество обработанных судов (выгрузка/погрузка) единиц 2 551 2 618 2 377 1 670 (30)
Судозаходы единиц 1 989 2 009 1 790 1 128 (37)
Среднесуточная производительность при обработке флота тыс. т 28,56 31,56 31,25 35,42 13
Обработано единиц подвижного состава тыс. единиц 179,2 200,5 210,5 222,0 5
Среднесуточная обработка вагонов единиц 491 549 575 608 6
Источник: данные Компании

Сухие терминалы

Основные операционные результаты по сухим терминалам, тыс. TEU
ОБЪЕМ ОБРАБОТКИ КОНТЕЙНЕРОВ 2018 2019 2020 2021 ИЗМЕНЕНИЕ 2021/2020, %
Новосибирск 65 73 90 101 12
Хабаровск 31 36 52 52 1
Томск 9 9 10 7 (30)
Итого 105 118 152 160 6
Источник: данные Компании

По итогам 2021 года терминал в Новосибирске значительно увеличил объемы терминальной обработки относительно 2020 года. Объем обработки крупнотоннажных контейнеров вырос на 12 % и составил 101 тыс. TEU против 90 тыс. TEU в 2020 году. Основными драйверами роста объемов перевалки стали:

  • рост объема перевалки контейнеров в существующих ключевых грузопотоках (внутрироссийские железнодорожные перевозки Москва – Новосибирск, импорт на Новосибирск через Дальний Восток России);
  • старт обработки танк-контейнеров с неопасными грузами;
  • значительный рост перевалки контейнеров во внесервисных направлениях из Новосибирска;
  • реализация приема/отправления контейнеров через терминал и их интеграция в состав контейнерных поездов;
  • развитие экспедирования на терминале сторонних контейнеров во входящих и исходящих грузопотоках.

На терминале в Хабаровске в 2021 году были реализованы следующие мероприятия:

  • запущен проект «Зерновой терминал». Он предусматривает приемку, хранение, фасовку и отправку зерна в крытых вагонах в Воронежскую область;
  • отправка на экспортное направление 527 TEU (крупнотоннажные контейнеры с соей);
  • увеличен объем терминальных работ и перегруза грузов на терминале (раскрепление авто, перегруз сэндвич-панелей, разных виды металлических изделий, оборудования, плит, разных видов груза в биг-бэгах, мешках, коробках).

Рефрижераторные перевозки

FESCO занимает ведущие позиции на рынке рефрижераторных перевозок скоропортящихся грузов, требующих особого температурного контроля. В 2021 году особое внимание было уделено развитию географии перевозок на базе инвестиционной программы обновления контейнерного парка и применения современных технологий для обеспечения сохранности перевозимых грузов.

Компания благодаря выбранному курсу и реализованным мероприятиям не только развила перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока России в Европу и Китай, но и нарастила общий объем перевозок на 14 % к уровню 2020 года. Суммарный объем перевозок в рефрижераторных контейнерах составил более 11 тыс. TEU.

Операционные показатели рефрижераторных перевозок, TEU
Источник: данные Компании

Трамповые перевозки

FESCO осуществляет комплекс логистических решений, направленных на реализацию проектных и специальных перевозок, на собственном флоте. По итогам 2021 года судо-сутки в эксплуатации снизились на 4 % к 2021 году и составили 6 236.

Основные операционные показатели транспортного флота, судо-сутки в эксплуатации
Источник: данные Компании

В 2021 году FESCO продолжила сотрудничать с Национальным центром полярных и океанических исследований Министерства землеведения Индии. После успешного завершения третьей антарктической экспедиции был заключен новый контракт до 2026 года. Логистические решения для клиента осуществляются на собственном уникальном судне ледового класса «Василий Головнин».

FESCO благодаря реализованным мероприятиям по увеличению флота, в том числе многофункционального, расширила проектную деятельность в рамках Северного морского пути и перевозок на Певек. «ФЕСКО Парис» и «ФЕСКО Ольга» успешно доставили груз через альтернативный логистический маршрут и выполнили завоз оборудования для строительства Баимского ГОКа.

3PL

FESCO продолжила развивать направление 3PL как одно из неотъемлемых направлений логистического бизнеса и предлагает клиентам следующие услуги:

  • организация и управление перевозками;
  • учет и управление запасами;
  • подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации;
  • складское хранение и обработка груза;
  • доставка конечному потребителю;
  • техническое обслуживание спецтехники;
  • сборка погрузчиков и экскаваторов;
  • услуги таможенного оформления;
  • услуги таможенного брокера;
  • услуги таможенного транзита;
  • доставка грузов авиатранспортом.

В 2021 году Компания открыла новое направление перевозок готовых автомобилей – Ro-Ro. По этому направлению в 2021 году было перевезено 3 847 автомобилей марки Chery. FESCO в качестве 3PL-провайдера за год оформила 30 361 таможенную и транзитную декларацию.

Проектная логистика

FESCO организует проектные перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза под ключ – от получения на заводе-изготовителе до установки в пункте назначения. Компания обеспечивает перевозку с соблюдением нормативных требований по прохождению груза по всему пути следования, в том числе через границы государств.

Увеличение портфеля контрактов с крупными клиентами, а также расширение присутствия на рынке перевозок крупнотоннажных и негабаритных грузов являются приоритетными направлениями развития бизнеса Компании. За 2021 год перевезено более 18 тыс. фрахтовых тонн проектных грузов, в том числе FESCO:

  • организовала доставку восьми резервуаров системы пассивного затопления активной зоны весом 83 т каждый для строительства АЭС «Аккую» в Турции;
  • осуществила морскую доставку из Пусана на Сахалин оборудования для подводно-добычного комплекса Киринского газоконденсатного месторождения общим весом 5,6 тыс. т;
  • выполнила железнодорожную перевозку оборудования синтетического жидкого топлива для Uzbekistan GTL общим весом 2,5 тыс. т.

Бункеровка

FESCO оказывает полный комплекс услуг по операциям с нефтепродуктами – от закупки топлива и его грузовой переработки на собственной нефтебазе до передачи в резервуары транспортных судов в портах Приморья (в частности, во Владивостоке, в Находке и Восточном). FESCO в качестве топливного агента организует снабжение собственного флота нефтепродуктами в иностранных портах и в рамках корпоративной централизации деятельности по обеспечению нефтепродуктами осуществляет снабжение собственных компаний в различных городах России. Нефтепродукты закупаются как у российских производителей с доставкой в место поставки, так и у региональных поставщиков и сбытовых компаний с доставкой сразу на борт судна или на береговые объекты.

В 2021 году Компания оказывала услуги по бункеровке преимущественно собственным компаниям. Рост объема услуг по грузовой переработке нефтеналивных грузов сдерживался как ограничением пропускной способности железной дороги, так и наличием у главных игроков рынка («Роснефть», ННК) собственных нефтебаз в регионе. По итогам 2021 года объемы бункеровки снизились на 6 % к 2020 году и составили 63 тыс. т.

Основные операционные показатели бункеровочного комплекса, тыс. т
Источник: данные Компании