Анализ финансовых результатов

Финансовые результаты

ПОКАЗАТЕЛЬ 2020 2021 ИЗМЕНЕНИЕ 2021/2020, %
Выручка, млн руб. 62 168 113 709 83
EBITDA, млн руб. 12 293 47 474 286
Рентабельность по EBITDA, % 20 42 22 п. п.
Капитальные затраты, млн руб. 3 103 23 928 671
Выручка, млн руб.
ПОКАЗАТЕЛЬ 2020 2021 ИЗМЕНЕНИЕ 2021/2020, %
Портовый дивизион 16 326 22 746 39
Железнодорожный дивизион 5 340 5 115 (4)
Линейно-логистический дивизион 46 586 94 591 103
Морской дивизион 3 338 4 115 23
Топливный дивизионВ 2021 году на базе Бункеровочного дивизиона был создан Топливный дивизион, куда вошло ООО «Владпортбункер», ранее учитываемое в составе Портового дивизиона. 841 1 809 115
Элиминация (10 263) (14 667) 43
Группа FESCO 62 168 113 709 83

Консолидированная выручка FESCO в 2021 году увеличилась на 83 % и составила 113 709 млн руб. против 62 168 млн руб. в 2020 году. Все дивизионы, за исключением Железнодорожного, продемонстрировали рост выручки год к году.

Выручка Портового дивизиона в 2021 году увеличилась на 39 %, или 6 420 млн руб., и составила 22 746 млн руб. в связи с ростом грузооборота контейнерных грузов по всем направлениям – импорт (+19 %), экспорт (+5 %), каботаж (+14 %), – а также в связи с индексацией ставок на стивидорные и терминальные услуги, увеличением объемов по терминальным услугам, экспедированию и хранению, изменением структуры грузов грузооборота по генеральным грузам и по средствам транспорта.

Выручка Железнодорожного дивизиона по итогам 2021 года снизилась на 4 %, или 225 млн руб. Снижение выручки Железнодорожного дивизиона наблюдается по сегментам непрофильных активов: реализация зернового сегмента в первом квартале 2020 года, реализация большей части непрофильного парка крытых вагонов в декабре 2020 года. Также негативная конъюнктура рынка в 2021 году оказала давление на ставки и объемы перевозок в крытых вагонах и, как следствие, привела к снижению выручки по этому сегменту. Рост выручки в сегменте профильного парка фитинговых платформ составил 28 % год к году.

Выручка Линейно-логистического дивизиона увеличилась на 48 005 млн руб., или 103 %, по сравнению с предыдущим годом. На рост выручки повлияли следующие факторы:

  • рост объемов внешнеторговых линий;
  • введение надбавок, повышение линейных тарифов на фоне нехватки контейнерного оборудования в Азии;
  • рост объемов интермодальных перевозок в импорте;
  • высокий уровень рыночных ставок в импортных перевозках из стран Азии;
  • расширение географии сухопутных импортных сервисов: начали осуществлять перевозки импорта через новые для FESCO пограничные переходы – Алтынколь, Достык, Забайкальск;
  • повышение линейных тарифов каботажных контейнерных линий.

Рост выручки Морского дивизиона в 2021 году на 23 %, или 777 млн руб., обусловлен преимущественно работой флота, приобретенного в рамках реализации долгосрочной программы обновления флота. Контейнеровозы «ФЕСКО Янина» и FESCO Sofia выполняют рейсы на линиях FESCO, а универсальный сухогруз «ФЕСКО Ольга», как и другие суда этого типа, осуществляет трамповые перевозки и выполнил первый рейс с фрахтователем Pet Polymer Trading DMCC.

Рост выручки Топливного дивизиона на 115 %, или 968 млн руб., обусловлен восстановлением деловой активности во всех отраслях экономики, ослаблением эпидемиологических ограничений и, как следствие, повышением спроса и цен на бункерные нефтепродукты. Также в 2021 году на базе Бункеровочного дивизиона был сформирован Топливный дивизион, в состав которого вошло ООО НПП «Владпортбункер», оказывающее комплекс услуг по перевалке и хранению нефтепродуктов – от приемки топлива в резервуары до хранения и выдачи на танкерный флот либо прямым способом с вагонов на танкер. Выручка ООО НПП «Владпортбункер» в 2021 году составила 664 млн руб.

Производственные расходы, млн руб.
ПОКАЗАТЕЛЬ 2020 2021 ИЗМЕНЕНИЕ 2021/2020, %
Портовый дивизион 6 857 8 938 30
Железнодорожный дивизион 2 539 2 234 (12)
Линейно-логистический дивизион 40 278 54 047 34
Морской дивизион 1 949 2 414 24
Топливный дивизион 809 1 665 106
Элиминация (10 289) (14 635) 42
Группа FESCO 42 143 54 663 30

Рост производственных расходов Портового дивизиона в 2021 году на 30 %, или 2 081 млн руб., преимущественно обусловлен ростом переменных расходов, связанных с увеличением грузооборота (в том числе топливо и энергоресурсы), а также увеличением расходов на ремонт и техническое обслуживание для поддержания и развития инфраструктуры порта в целях повышения эффективности производственных процессов.

Производственные расходы Железнодорожного дивизиона снизились на 12 %, или 305 млн руб. Снижение производственных расходов Железнодорожного дивизиона связано с выбытием непрофильного парка крытых вагонов, зернового сегмента, а также экономией по расходам на ремонт по выбывшему парку.

Производственные расходы Линейно-логистического дивизиона увеличились на 34 %, или 13 769 млн руб., из-за роста объема перевозок и, как следствие, роста затрат по железнодорожному тарифу, на терминальные операции и контейнерные расходы.

Производственные расходы Морского дивизиона увеличились на 24 %, или 465 млн руб. Рост производственных расходов Морского дивизиона преимущественно обусловлен расходами по договорам бербоут-чартера по судам «ФЕСКО Янина» и «ФЕСКО Ольга», а также увеличением прочих производственных расходов в связи с приобретением флота.

Рост производственных расходов Топливного дивизиона в 2021 году на 106 %, или 855 млн руб., связан с ростом цен на бункерные нефтепродукты. Также в 2021 году в Топливный дивизион FESCO вошло ООО НПП «Владпортбункер», производственные расходы которого в 2021 году составили 553 млн руб.

Валовая прибыль

Валовая прибыль Группы составила 59 046 млн руб. против 20 025 млн руб. в 2020 году.

Административные расходы

Административные расходы Группы увеличились на 60 %, до 12 470 млн руб. против 7 782 млн руб. в 2020 году. На рост административных расходов оказало влияние увеличение расходов на заработную плату и персонал в связи с заполнением вакансий и расширением штата для реализации проектов по развитию новых маршрутов и направлений и под растущие объемы FESCO.

EBITDA, млн руб.
ПОКАЗАТЕЛЬ 2020 2021 ИЗМЕНЕНИЕ 2021/2020, %
Портовый дивизион 7 416 11 792 59
Железнодорожный дивизион 1 939 1 991 3
Линейно-лoгистический дивизион 3 270 34 967 969
Морской дивизион 1 005 1 108 10
Топливный дивизион 13 82 521
Внедивизиональная группа (1 350) (2 466) 83
Группа FESCO 12 293 47 474 286
Рентабельность по EBITDA, %
ПОКАЗАТЕЛЬ 2020 2021 ИЗМЕНЕНИЕ 2021/2020, %
Портовый дивизион 45 52 7
Железнодорожный дивизион 36 39 3
Линейно-лoгистический дивизион 7 37 30
Морской дивизион 30 27 (3)
Топливный дивизион 2 5 3
Группа FESCO 20 42 22

Показатель EBITDA Портового дивизиона увеличился на 59 %, или 4 376 млн руб. Основным драйвером стал рост контейнерного рынка в 2021 году и, как следствие, рост объема перевалки по контейнерам, а также рост грузооборота по навалочному грузу и средствам транспорта.

Показатель EBITDA Железнодорожного дивизиона в 2021 году увеличился на 3 %, или 52 млн руб.

Увеличение показателя преимущественно обусловлено увеличением профильного парка фитинговых платформ и положительной динамикой по ставкам в связи с дефицитом парка на сети, выводом непрофильного парка крытых вагонов с низкой маржинальностью, ставки по которым находились под воздействием негативной конъюнктуры рынка.

Показатель EBITDA Линейно-логистического дивизиона в 2021 году увеличился почти в 11 раз, или на 31 697 млн руб. Рост ставок фрахта продолжился в 2021 году вследствие сохраняющегося дефицита вместимости и логистического кризиса из-за пандемии COVID-19. Это привело к тому, что результат внешнеторговых линий в 2021 году оказался существенно выше результата 2020 года. Ключевыми факторами, оказавшими влияние на рост интермодальных перевозок, стали рост рынка, открытие новых направлений перевозок, расширение базы прямых клиентов, а также позиционирование FESCO в верхнем ценовом сегменте с премиальным качеством.

Показатель EBITDA Морского дивизиона в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличился на 10 %, или 103 млн руб. В 2021 году успешно продолжено сотрудничество FESCO с Национальным центром полярных и океанических исследований Министерства землеведения Индии.

В рамках программы северного завоза в навигацию 2021 года FESCO осуществлены перевозки грузов для следующих крупных клиентов:

  • KAZ Minerals: завоз оборудования и модульных домов для строительства Баимского ГОКа;
  • ТД «Полиметалл»: вывоз груза золоторудного концентрата месторождения Майское из Певека на Китай;
  • Чукотская ЧГГК («Кинросс»): обеспечен завоз для нужд месторождений Купол и Двойной.

Приобретение третьего многофункционального судна «ФЕСКО Ольга» способствовало развитию полулинейного сервиса по направлению Дальний Восток – Балтика и позволило увеличить долю присутствия в Арктическом регионе России, а также расширить проектную деятельность по перевозкам по СМП.

Увеличение показателя EBITDA Топливного дивизиона в 2021 году на 521 %, или 69 млн руб., обусловлено структурными изменениями дивизиона. При сопоставимых условиях показатель EBITDA по дивизиону остался на уровне 2020 года.

Амортизация, млн руб.
ПОКАЗАТЕЛЬ 2020 2021 ИЗМЕНЕНИЕ 2021/2020, %
Портовый дивизион 761 868 14
Железнодорожный дивизион 1 112 1 270 14
Линейно-лoгистический дивизион 412 704 71
Морской дивизион 567 3 868 582
Топливный дивизион 5
Внедивизиональная группа 107 194 81
Группа FESCO 2 959 6 909 133

Амортизационные отчисления за 2021 год увеличились на 133 % и составили 6 909 млн руб. против 2 959 млн руб. в 2020 году. Основным драйвером роста амортизационных отчислений стала переоценка флота в сторону увеличения стоимости, а также приобретение флота, парка фитинговых платформ и крупнотоннажных контейнеров.

Прибыль от операционной деятельности
43 420 млн руб.
прибыль от операционной деятельности в 2021 году
8 157 млн руб.
прибыль от операционной деятельности в 2020 году
Прочие финансовые расходы
(3 124)  млн руб.
прочие финансовые доходы и расходы нетто в 2021 году
2 419 млн руб.
прочие финансовые доходы и расходы нетто в 2020 году
Чистая прибыль
37 850 млн руб.
прибыль за 2021 год
8 346  млн руб.
прибыль за 2020 год
Долговые обязательства, млн руб.
ПОКАЗАТЕЛЬ 31.12.2020 EBITDA 31.12.2021 EBITDA
Денежные средства (4 140) (0,4х) (11 068) (0,2х)
Займы и обязательства по арендеВ обязательствах по аренде не учитываются обязательства по договорам аренды, которая до 1 января 2019 года признавалась операционной до вступления в силу МСФО (IFRS) 16, поэтому для расчета коэффициентов также используется скорректированный показатель EBITDA без учета влияния эффекта от применения стандарта МСФО (IFRS) 16. 33 692 3,2х 34 010 0,7х
Краткосрочные 8 484 3 639
Долгосрочные 25 208 30 371
Итого чистый долг 29 552 2,8х 22 942 0,5х

Чистый долг снизился до 22 942 млн руб. с 29 552 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2021 года.

Коэффициент «Чистый долг / EBITDA» по состоянию на 31 декабря 2021 года снизился до уровня 0,5х (без учета МСФО (IFRS) 16).

Капитальные затраты

Величина капитальных затрат FESCO в 2021 году составила 23 928 млн руб., что более чем в семь раз превышает уровень 2020 года.

В 2021 году портфель активов FESCO пополнился тремя новыми судами с общим дедвейтом 67,5 тыс. т: двумя контейнеровозами «ФЕСКО Янина» и FESCO Sofia, которые позволили увеличить вместимость на линиях FESCO, и универсальным сухогрузом «ФЕСКО Ольга». Ледовый класс судна «ФЕСКО Ольга» IA соответствует стандартам, необходимым для работы в замерзающих морях: судну предстоит выполнять задачи по всему миру, в том числе в Беринговом и Чукотском морях, ходить по трассе Северного морского пути.

Капитальные затраты Группы FESCO на приобретение флота в 2021 году составили 6 244 млн руб., включая внесенные авансы по трем судам, которые войдут в состав флота FESCO в 2022 году.

В 2021 году контейнерный парк Компании в управлении увеличился до 109 тыс. TEU. Капитальные затраты на приобретение парка крупнотоннажных контейнеров в 2021 году составили 5 581 млн руб.

Группа FESCO в 2021 году продолжила наращивать парк профильного подвижного состава – фитинговых платформ – в целях обеспечения растущего спроса на перевозки. Капитальные затраты на приобретение парка фитинговых платформ в 2021 году составили 8 105 млн руб.

Объем капитальных вложений в производственные мощности ВМТП в 2021 году составил 1 454 млн руб. Компания продолжает реализовывать программу развития порта с целью увеличения его перерабатывающей способности. В рамках данной программы инвестиции направлены на расширение складских площадей под крупнотоннажные контейнеры, увеличение парка терминальной техники, а также кранов и оборудования.

В 2021 году FESCO инвестировала 571 млн руб. в IT-технологии. Капитальные затраты были направлены на развитие и поддержание производственных и бухгалтерских систем.

Прочие капитальные затраты были направлены на приобретение и ремонт колесных пар, ремонт в сухом доке, инвестиции в сухие терминалы и прочие поддерживающие инвестиции.

Капитальные затраты за 2021 год, %

Источник: данные Компании